Завод ЧТЗ - Челябинский Тракторный Завод
Завод ЧТЗ - Челябинский Тракторный Завод
День рождения тракторного - 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.
1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.
Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".
20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.
1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.
1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.
В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.
Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.
За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.
5 августа 1944 года Завод ЧТЗ награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.
5 августа 1944 года Завод ЧТЗ награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).
30 апреля 1945 года Завод ЧТЗ награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).
18 июля 1945 года Завод ЧТЗ награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.
5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины завода ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.
Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.
20 июня 1958 год - заводу ЧТЗ возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.
Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.
9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.
В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция Завода ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
22 января 1971 года Завод ЧТЗ награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.
10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".
6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.
31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.
1 июня 1983 года, к золотому юбилею Завода ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.
3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.
Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.
Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.
Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2 .
30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.
Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2 .
25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция завода ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.
01 июня 2002 года - начато серийное производство трактора Т10.
20 июля 2002 года - изготовлен опытный образец трактора Т3 модульной конструкции.
25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в г. Перми.
Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.
18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).
01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора Т-170. Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами , находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку и в течение нескольких дней техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.
01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.
25 июля 2003 года Решением президента социалистической республики Вьетнам "Челябинский тракторный завод-Уралтрак" наградить Орденом Дружбы за активную деятельность в укреплении дружественных и экономических взаимоотношений между двумя странами - Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.
Декабрь 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, включающий в себя современные требования.
Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 с гидромеханической трансмиссией и двигателем ЯМЗ-236.
Ноябрь 2004 года - Начало внедрения системы "Уполномоченных представителей Завода в регионах". Вручен сертификат №1.
Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится Лауреатом конкурса "20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России".
Март 2005 года - потребителю отгружен первый бульдозер Б12 с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер является близким к классу 15 тонн тяги.
Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный фронтальный погрузчик ПК-46 грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ. Серия погрузчиков является самой совершенной разработкой отечественного машиностроения благодаря использованию опыта ведущих конструкторов России в данной отрасли, а также применению узлов и комплектующих от известных европейских производителей.
Июль 2006 года - генеральный директор завода ЧТЗ Валерий Платонов возглавил комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и вошел в состав её президиума.
Март 2007 года - начало производства новой модели бульдозера Б11 . Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей. Наряду с апробированными конструктивными решениями (гидромеханической трансмиссией, новой подвеской гусеничных тележек и планетарных бортовых редукторов) на бульдозере установлена удобная шестигранная кабина с повышенной обзорностью и улучшенными условиями труда оператора.
Апрель 2007 года - на ЧТЗ создан опытный образец мини-экскаватора ЭО-112 массой 5,5 тонн, предназначенный для работы в стесненных городских условиях. Мини-экскаватор оснащен дизелем мощностью 112 л.с. Трансмиссия гидростатическая с итальянскими гидромоторами и трехступенчатыми бортредукторами производства ЧТЗ. У машины шесть сменных ковшей для различных видов работ.
Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с электромашинами на переменном токе.
Осень 2007 года - разработаны и изготовлены ещё два новых представителя семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны и ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.
Январь 2008 года - В рамках создания Уральского бронетанкового холдинга Челябинский тракторный Завод ЧТЗ приобрел 100-процентный пакет акций Ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" - единственного российского производителя плавающих гусеничных транспортеров.
Июнь 2008 года - По решению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Челябинский тракторный завод удостоен ордена Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Такой престижной наградой Завод ЧТЗ отмечен за добрые деяния на благо людей.
Декабрь 2008 года - бульдозерно-рыхлительный агрегат Б11.6000ЕН, производства Завод ЧТЗ УРАЛТРАК, признан лауреатом конкурса "100 лучших товаров России".
Май 2009 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в номинации «Лучший российский экспортер 2008 года» в отрасли – машиностроение.
Июнь 2009 года – бульдозер Б11 получил маркировку СЕ международного органа по сертификации ТЮФ (TUV Rheinland) - европейский сертификат качества, что открывает ему дорогу на внешний рынок Евросоюза.
Май 2010 года – на территории завода ЧТЗ проходит испытания опытный образец шестицилиндрового двигателя серии «Т», установленного на бульдозере ЧТЗ с гидромеханической трансмиссией.
Июнь 2010 года - Завод ЧТЗ-УРАЛТРАК получил сертификат соответствия работ по охране труда. Наличие сертификата безопасности – обязательное условие, которое выставляют для своих потенциальных партнеров предприятия стран Евросоюза. Имея этот документ, ЧТЗ может организовывать с ними совместные производства на своей территории.
Июнь 2010 года - Завод ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в конкурсе на звание «Лучший российский экспортер 2009 года» в отрасли – машиностроение.
Сентябрь 2010 года - на шестицилиндровый двигатель серии «Т» выдан международный сертификат, свидетельствующий, что дизель ЧТЗ соответствует всем экологическим параметрам и, по оценке европейских экспертов, отвечает уровню TIER-2 (Евро-4).
Сентябрь 2010 года - на заводе ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод – суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).
Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод ЧТЗ также награжден «за производство продукции высокого качества».
Январь 2010 года - начались испытания бульдозеров Б11 и Б13 с новыми четырехцилиндровыми двигателями ЧТЗ серии «Т». На одном из бульдозеров установлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Февраль 2011 года - маленький промышленный бульдозер Б8, после отладки систем управления прибывшими на заводе ЧТЗ специалистами немецкой фирмы «Данфос», отправлен на полигонные испытания. На тракторе установлено новое программное обеспечение, дизель с электронной системой Common Rail (уровень «Евро-4») и итальянский модульный бортредуктор.
Завод ЧТЗ переименован и преобразован в ЧТЗ-Уралтрак